УЗЕЛ АВТОМОБИЛЬНОЙ ИСТОРИИ

Турдно назвать Wanderer производителем какой-то необычной техники. Однако люди и события, что переплелись вокруг этого имени, создали целый исторический узел. Попробуем разобраться в наследии «странников».

Johann Baptist Winklhofer – мелкий предприниматель и Richard Rolf Jaenicke – механик, слыли страстными поклонниками велосипеда. Первый их давно продавал, второй – обновлял. Но трудились они порознь. Тщательно взвесив свои возможные дальнейшие выгоды, приятели решили открыть общую фирму. Кроме торговли велосипедами, предусматривалось еще их обслуживание. 26 февраля 1885 года в городе Хемниц было создано небольшое предприятие «Chemnitzer Velociped-Depot». Вначале компаньоны сбывали и ремонтировали британские педальники с разнобольшими колесами. Уже через два года они разработали и внедрили в производство модель собственной конструкции. Назвали велосипед Wanderer. Это была простая и надежная техника, удобная в использовании и не затратная в содержании. Устойчиво растущий спрос привел к необходимости расширения сборчных мощностей. Для этого с 1894 года компания становится акционерным товариществом, привлекая сторонний капитал, однако уже через несколько лет оба основателя покидают свое детище. Так произошло становление Wanderer-Werke, но много интересных событий еще ждало впереди.

С 1898 года предприятие наладило выпуск металлорежущих и фрезерних станков. Причиной таких действий послужила некачественная партия деталей от поставщиков. Со временем, представители «побеждающего» социализма станут потребителями значительного количества оборудования от Wanderer, а после окончания Второй мировой войны вырежут и вывезут с его заводов все, что только возможно. С 1902-го стартует производство мотоциклов. Сперва это были простые велоконструкции с моторм, но через несколько десятилетий NSU с превеликим удовольствием выкупит целую линию технически совершенных двухколесных творений с литерой W на бензобаке. Для чешского же предпринимателя Janecek мототехника Wanderer послужит базисом при создании собственной продукции под. маркой Jawa.

С 1903-го организован выпуск печатных машинок «Continental». Их очень высоко ценили в канцеляриях Рейхстага и «совокстага», а особенно счетные машинки (выполняли действие сложения и вычитания), которые появятся с 1916 года. В начале нового столетия «странники» ведут активные разработки в других отраслях машиностроения. Очень много усилий прикладывается для создания автомобиля. В 1904-м году экспонируется два собственных прототипа, один из которых сохранился до наших дней. Главный подход – самостоятельность инженерного проектирования. Так, будущий Peugeot Bebe, чертежи которого молодой Этторе Бугатти хотел продать руководству Wanderer, просто-таки был отклонен от производства. В серию же попала машинка, официально маркируемая W1, неофициально – «Puppchen», и произошло это в 1913-м году. Интересно, что на преодоление пути от велосипеда к автомобилю, компании понадобилось почти 30 лет. За это время ее производственные площади выросли с 50 квадратных метров до 25000, количество робочих увеличилось от двух основателей до 1500 человек штатних сотрудников, а незамысловатый инструментарий превратился в 700 высокоточных станков.

В начале 30-х гг. весь цивилизованный мир пережил экономический кризис. По такой стабильной и диверсифицированной компании, как Wanderer, он прошелся ощутимо, но не слишком болезненно. Главным инженером фирмы становится Фердинанд Порше, который разрабатывает простые и надежные верхне- и нижнеклапанные моторы, а также элементы подвески. Вместе с тем, в июне 1932-го года теряется определенная независимость из-за поглощения концерном Auto-Union. При этом, модельный ряд приобретает, пожалуй, наибольшую за все время существования разноплановость, как по части кузовов, так и моторов. С целью предоставления бренду спортивного статуса, в 1936-м ассортимент пополняется двумя новыми компрессорными моделями W25K и W51. Активизируется участие фирмы в соревнованиях и разнообразных гонках. Согласно статистических данных, из 216538 новых автомобилей, зарегистрированных в 1937-м году в Германии, Auto-Union владел четвертой частью этого рынка. На долю Wanderer выпадало 4,7% (10177шт). Последняя гражданская модель W23 сошла со стапелей в 1942 году, а военные кюбельвагены выпускали до 1945-го. Так утихло мощное автомобильное производство, дававшее множество качественных и надежных машин для зажиточного среднего класса потребителей.
После Второй мировой войны оккупационный режим СССР национализировал весь заводской комплекс Wanderer, который находился на территории Восточной Германии, и разделил его на две ветви: станкостроение и конторское оборудование. В Западной Германии основывается Wanderer-Werke AG Munchen Haar, которое с 1950-го занимается выпуском станков, офисной техники и велосипедов. Со временем отдельные подразделения поглощаются другими фирмами, а материнское предприятие концентрируется на торговле автозапчастями, упаковочной тарой и предоставлении почтових услуг. Эти бизнесы существуют и поныне.

В качестве P.S.:

  1. Модель W10 благодаря своей надежности пользуется неплохим спросом в таксопарках.
  2. Первым авто, разработанным Фердинандом Порше для Wanderer был Type 7.
  3. Наименьшим тиражем выпустили Wanderer W14; всего за 1931-1932 гг. собрали 24 экземпляра этой модели.
  4. Наиболее популярними моделями на территории послевоенной Украины были Wanderer W23 и W24.
  5. Еще до начала 2000-х в Украине был, как минимум, один Wanderer Puppchen; находился в Киеве; по некоторым данным «уехал» в Москву.
  6. В 2010 году внук Johann Baptist Winklhofer принял участие в праздничном ретропробеге по случаю 125-летия компании своего деда; он управлял машиной Wanderer Puppchen.

    

     

 

 

 

 

 

Реставрация ретро автомобилей, Прокат Ретро автомобилей, Продажа запчастей на классические авто, Литература и прочие услуги связаные с ретро тематикой.

Copyright 2008-2018 retromobile.com.ua