ШЕДЕВРАЛИССИМО

Пьеро Дузио - обеспеченный итальянский предприниматель - мог позволить себе приобрести практически любой автомобиль. Покупай, катайся и радуйся! Однако вражденному авантюристу не хватало на этом пути романтики, побед и шедевров. 
Множество подростков мечтают, когда вырастут, стать футболистами, гонщиками, директорами крупных предприятий. Родившись 13 октября 1899 года, один итальянский мальчуган получил со временем в своей жизни все эти детские чаянья. То был - Пьеро Дузио. Уже в 20 лет он стал владельцем фирмы по выпуску оджеды, в 40 - главой промышленной империи. В юношестве добывал футбольные победы для "Старой сеньоры" и в свои "чуть за тридцать" соревновался плечо-к-плечу с выдающимися автопилотами Европы, имея собственную гоночную команду. Именно автоперегоны стали страстью №1 для Дузио. Он влюбляется в рев моторов, едкий смрад выхлопных труб, азарт лидерства на трассе. За рулем Alfa, Maserati и Siata наполняется дополнительным смыслом его и без того бурная жизнь. В дружеском кругу с Nuvolari, Varzi, Taruffi, Chiron, Sommer, ему также уютно, как дома.
На фоне спортивных успехов, серьезных возможностей и весьма весомых связей, амбициозному итальянцу хочется еще больше пощекотать свое эго. Путем к тому им видится создание собственного болида. В 1939-м Дузио основывает Consorzio Industriale Sportivo Italia, или проще - Cisitalia. И на этом дело останавливается, так как преградой стает война. Однако, уже в 1944-м, ощущая близость финала Второй мировой, но еще сидя на роскошной вилле под градом бомбардировок, Пьеро Дузио ведет переговоры с инженером Fiat относительно будущей гоночной машины. Его собеседник - Данте Джакоза. Влиятельные контакты позволили отдолжить этого талантливого конструктора у крупнейшего автомобильного концерна Италии. Он очерчивает свое видение современного спорткара, получая абсолютное одобрение со стороны Дузио.
В августе 1945-го первые рисунки шасси были готовы. В основе конструкции лежала сварная ферма из труб небольшого диаметра. Подобное решение являлось новаторским, но имело чисто прагматическую почву. Пьеро владел велосипедной фабрикой Beltramme, на которой наблюдались излишки рамных труб и недозагруженные сварщики. К разработке Джакоза привлек еще одного сотрудника Fiat - Джованни Савонуцци. Вместе они завершили пилотный проект, который со временем окрестили D46. Это был автомобиль с подвеской, заимствованной у Fiat-500 и Fiat-1100. Рядный чугунный 4-цилиндровый двигатель в "фиатовской" версии развивал мощность в 32 л.с., которую для Cisitalia подняли до 65. При весе 370 кг, машина довольно легко выстреливала со стартовой линии, разгоняясь до максимальных 170 км/ч. Трехступенчатая коробка передач имела одну особенность: если "первая" и "задняя" включались, как и подобает, с полным выжимом сцепления, то "вторая" и "третья" были доступны уже на полуходе педали. Это экономило драгоценные секунды на перегонах. Алюминиевый кузов по схеме монопосто поставляла фирма Мотто. 
Создавая модель D46, Дузио преследовал скрытую цель. Он стремился поставлять собственные болиды организаторам соревнований, для того, чтобы на них могли гонять именитые пилоты и новички, но при условии уже непосредственного приобретения машины последними. Предоставляя одинаковые технические возможности, победителем бы становился наиболее мастерский среди водителей. Эта идея через несколько десятилетий преобразится ни во что другое, как Serie BMW Procar. Но в свое время, она просто помогла продать около 40 единиц моделей D46. 
Следующая разработка стала знаковой для Cisitalia, внеся ее имя во все автомобильные справочники мира. Прототип 202 уже имел двухместную компоновку, но также базировался на шасси из тонких труб и агрегатах Fiat. Первая вариация появилась весной 1946-го в виде классического купе под названием Berlinetta Cassone. Далее последовала аэродинамическая версия, нарисованная Савонуцци. Ее макет даже продули прежде в трубе в Турине. Конечный вид машины оформлял работник Stabilimenti Farina, ярый поклонник обтекаемых форм, Альфредо Виньяле. Один из двух аэродинамических прототипов развил на автобане Турин-Милан скорость 201 км/ч. И это с двигателем в 61 л.с.!
В 1947-м, на первой послевоенной Mille Miglia, Дузио выставляет сразу три своих новых машины. Один из пилотов, Тацио Нуволари, захватывает лидерство, удерживая его на протяжении многих часов. Однако, мощная Alfa Romeo 8C2900 под управлением Клементе Биондетти опережает Cisitalia, у которой, к тому же, возникают проблемы с системой зажигания. Тем не менее, Нуволари таки удается добраться до финиша вторым. Хоть и не наивысший, но существенный спортивный успех, вместе с непревзойденной внешностью модели 202, вдохновили Пьеро Дузио на серийный выпуск дорожной версии своего детища. И он не прогадал, потому как Cisitalia 202 сразу понравилась бомонду, не взирая на свою заоблачную цену. Даже сын Генри Форда приобрел таких две. Музей современного искусства в Нью-Йорке в 1950-м году установил эту модель в собственной экспозиции, как шедевральное произведение автомобильной промышленности. 
На волне эйфорического всплеска бос Cisitalia поддается слабости. Он желает превзойти и затмить все разработки Формулы-1 того времени, создавая болид под индексом 360. Для этого он даже жертвует баснословными деньгами и репутацией пацифиста, чтобы вытянуть из французской тюрьмы Фердинанда Порше-старшего, который нес покарание за пособничество нацистам. Немецкий конструктор выполняет свое дело блестяще. Обтекаемый, чем-то похожий на предвоенные спортивные "Авто-Юнионы" кузов, содержал в сових недрах 1,5-литровый 12-цилиндровый двигатель с компрессором мощностью 450 л.с., независимую подвеску всех колес и подключаемый полный привод. Грозная машина должна была б выиграть кучу соревнований, добыть славу и спровоцировать новые финансовые вливания в фирму. Но произошло не так, как того хотелось. Измененный регламент по техническому оснащению для спортивных болидов перечеркнул все надежды на выстраданный проект. 
Процветание компании Дузио оказалось скоротечным. Модель 202 затмила своей аурой остальные дорожные разработки, а модель 360 выудила все финансы. Новые машины пользовались слабым и неустойчивым спросом. И если сначала они хоть чуточку проявляли самобытность и художественно-техническую оригинальность, то потом стали обычными Fiat с эмблемами Cisitalia. В 1965-м году ворота маленькой, но прославленной фирмы, что умела создавать шедевры, закрылись навсегда.

В качестве П.С.:
1. Поговаривают, что всех Cisitalia, всех годов и всех моделей было выпущено не более 500 екземпляров. 
2. Существует две машины 360-й модели известные поныне. Одна экспонируется в Музее Порше, другая - в музее Донингтон-парка. 

 

    

     

 

 

 

 

 

Реставрация ретро автомобилей, Прокат Ретро автомобилей, Продажа запчастей на классические авто, Литература и прочие услуги связаные с ретро тематикой.

Copyright 2008-2018 retromobile.com.ua